МРОТ станет меньше: расчет «отвяжут» от медианной зарплаты 29 октября Госдума приняла в первом чтении законопроект, приостанавливающий правило «МРОТ не ниже 48% от медианной зарплаты» до конца 2029 года. Благодаря существующей формуле МРОТ автоматически рос вместе со средними доходами россиян. С 1 января 2027 года МРОТ будут устанавливать, исходя из прогнозируемых темпов роста среднемесячной (не медианной) начисленной зарплаты работников организаций. Проект закона №619-9 внесло в Госдуму правительство РФ. В пояснительной записке к законопроекту указано, что изменения предлагают «в целях повышения качества планирования расходов и доходов бюджетов». *️⃣Медианная vs. средняя зарплата Сейчас действует правило, по которому МРОТ не может быть ниже 48% от медианной зарплаты по стране. Медианная зарплата — это точная середина шкалы доходов. Это показатель, при котором ровно половина населения зарабатывает больше этой суммы, а половина — меньше. Он точнее отражает реальные доходы большинства. Средняя (среднемесячная) зарплата получается, если сложить абсолютно все зарплаты в стране и разделить на количество работников. На этот показатель сильно влияют экстремально высокие доходы топ-менеджеров. *️⃣Как будет в 2027-2029 годах Расчет привяжут к прогнозируемому темпу роста средней начисленной зарплаты. Средняя зарплата в статистике всегда значительно выше медианной. Однако за основу теперь берется не фиксированный процент от реальных доходов, а прогноз чиновников о том, на сколько процентов вырастут заработки в будущем. Привязав МРОТ к прогнозируемому росту средней зарплаты, Минфин получил возможность самостоятельно закладывать в формулу нужный процент роста. *️⃣Рост МРОТ замедлится Если бы власти сохранили прежнее правило (48% от медианы), то с 1 января 2027 года МРОТ должен был составить 31 347 рублей (по расчету экспертов, исходя из медианы Росстата за 2025 год). Однако по новой методике в законопроекте Минфина заложена сумма 28 935 рублей. Работающие граждане с минимальным доходом будут получать примерно на 2,4 тысячи рублей меньше, чем могли бы при старой формуле. ➖По МРОТ проверяют, не ниже ли зарплата минимума при полной отработке месячной нормы, а также считают размер отпускных, больничных, декретных выплат, пособий по уходу за ребенком и по безработице. *️⃣Прожиточный минимум Требование, что МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума и прошлогоднего значения, сохраняется. Прожиточный минимум рассчитывают как минимальную необходимую сумму для покупки продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, которые нужны человеку для жизни и сохранения здоровья — отдельно на федеральном уровне, отдельно на региональном. В 2026 году по России в целом прожиточный минимум на душу населения — 18 939 рублей, для трудоспособного населения — 20 644 рубля. *️⃣Региональный vs. федеральный МРОТ Региональные соглашения могут устанавливать более высокий уровень минимальной заработной платы, обязательный для работодателей на территории соответствующего субъекта. Они продолжают действовать. В трудовом споре приоритет у регионального минимума. Если в регионе заключено трехстороннее соглашение о минимальной зарплате и работодатель не отказался от присоединения к нему в установленном законом порядке, зарплата сотрудника, полностью отработавшего норму времени, не может быть ниже регионального уровня. Это не касается учреждений, финансируемых напрямую из федерального бюджета: те ориентируются только на федеральный МРОТ. Госдума рассмотрит законопроект во втором чтении 19 ноября 2026 года. 🔹 Бесплатная юридическая помощь «На равных». Поддерживаем в трудовых конфликтах! Пишите нам: ➖ анонимный бот @trud_prava_bot ➖ почта support@trud.online ➖ сайт trud.online ➖ личные сообщения vk.com/trud.prava ➕ Поддержать «На равных» донатом или подпиской на Бусти